Курортное дело

В проекте «Курортное дело» я обращаюсь к образу советских курортов и исследую принцип его формирования. В основе инсталляции — изображения и документы, которые становятся для меня возможностью изучить прошлое и его репрезентацию. В проект вошли архивы фотожурналистов, фиксирующие городскую хронику города Сочи 1960-70-х годов, документы, найденные в Сухумском институте курортологии — карты пациентов, чертежи и научные рукописи, личный архив моего отца, а также мои собственные фотографии. 

Интерес к теме связан, в первую очередь, с моим детством — оно прошло в окружении уже руинизированного наследия советской эпохи. Роскошные дворцы для пролетариев и номенклатуры, кинотеатры, аллеи и пляжи остались на открытках, как и коллективная мечта о новым мире, человеке и «социалистическом рае». 

С приходом советской власти лечение на курортах приобретало важное идеологическое значение и поддерживало образ «народного» государства, осуществляющего ленинский принцип «курорты — для трудящихся». На службе у этого проекта оказались не только научные сотрудники, но и деятели искусств — архитекторы, фотографы, художники, режиссёры. Они работали над созданием образа процветающей советской действительности, далёкого от реальных событий и во многом строившегося на фальсификациях, вымышленных историях и украшательстве. 

Работая над проектом, я нашла фотографию неизвестного автора с довольно распространенным сюжетом южного города — летящая над морем стая чаек. Интересен этот снимок тремя едва заметными склейками и дорисованными морскими волнами. После этой находки для меня стали явными и другие коллажи советских корреспондентов, на которых уже люди, природа и архитектура становились объектами изменений.

Желание найти оригинал, отделить вымысел от правды привели меня к методам сопоставления, наслоения и коллажирования. Найденные материалы, архивы, в которых видна работа фотографа над снимком, вырезки из журналов, популярных и научных изданий о курортологии, наслаиваются друг на друга, создавая неожиданные сопоставления. Этот метод проявляется как во всей инсталляции, так и в каждом из зинов. 


PROJECTS