Остров, окруженный сушей, 2023
Проект Лилит Матевосян «Остров, окруженный сушей» посвящен фольклору автохтонных народов Северо-Западного Кавказа и его роли в истории и культуре современности. Лилит ставит перед собой цель проследить и художественно осмыслить взаимосвязи между персонажами мифологии, литературными образами и историческими событиями на этой территории.
История моего детства — это череда переездов, связанных с развалом СССР и политическими проблемами на Южном Кавказе в конце 80-х и начале 90-х годов. Жить у моря было давней мечтой моих родителей. В 1998 году мы переехали в Сочи и обрели дом. Интересоваться значением названия этого южного города я начала значительно позже. Сталинская архитектура величественных санаториев, блистающий китч девяностых, пепелящий и шумный летний сезон — «социалистический рай» окутал нас своими дурманящими объятиями. Но эти места как будто всегда что-то скрывали от нас за стенами гор, просторами реликтовых лесов и на глубине Чёрного моря. Сложно было вообразить, сколько трагических историй хранилось за культивируемым образом курорта.
В рамках проекта «Курортное дело» (2021) я собирала архивные фотографии и истории переселенцев, чьи семьи оказались на Черноморском побережье после окончания Кавказской войны в 1864 году и начала колонизации этих земель. На опустевшие земли переселяли крестьян из центральных российских губерний, бежавших из Османской империи понтийских греков и амшенских армян, а также эстонцев, молдаван и др. Осваивать Черноморское побережье стали при помощи продажи на льготных условиях больших участков земли купцам и дворянству. После революции и с приходом советской власти Сочи получил новое назначение, и вместе с этим менялись смыслы вокруг него: из буржуазного города он стремительно превращался в «курорт для трудящихся». Наравне с масштабным строительством необходимой инфраструктуры для отдыха и лечения проектировались парки, которые полностью меняли ландшафт города. Таким образом пальмы, кипарисы и платаны стали интродуцентами — «чужаки» приспособились к жизни в субтропическом климате и превратились в главный сюжет туристических открыток.
Исторические «раскопки» и работа с памятью места в рамках проекта «Курортное дело» привели меня к новому исследованию — изучению трудов про автохтонные народы, которые населяли территорию нынешнего Большого Сочи. Бытха, Аибга, Мзымта, Ажек, Мацеста, Аше — черкесские названия гор, рек и населенных пунктов — одно из немногих напоминаний о прошлом, так мало известном новым обитателям.
В книге Беллы Агрба и Самира Хотко «„Островная“ цивилизация Черкесии» страна адыгов описывается как культура, спрятавшаяся когда-то от посторонних глаз за природной крепостью. Поэтичный образ «острова, окруженного сушей» отображал и мое ощущение места, рисовал что-то неуловимое, неприступное и потерянное. Начало работы над исследованием совпало с моим новым статусом — я стала мамой. Что я расскажу своему сыну о городе, в котором он родился? Что я сама знаю об этих местах? В марте 2023 года мы с мужем и ребенком поехали в первые экспедиции в Лазаревский и Туапсинский районы, чтобы познакомиться с жителями шапсугских аулов.
«Каждый человек должен знать историю места, в котором живет», — сказал мне в одном из интервью Мурдин Тешев, девяностотрехлетний старейшина аула Шхафит. Не знаю, получится ли у нас когда-нибудь узнать хотя бы часть того, что знает этот мудрый человек, но мы решили попробовать. Как далеко под слоями новых смыслов может быть спрятана история? И как она может звучать сейчас?
На протяжении своей многовековой истории черкесы жили вдоль Кавказского хребта и Черноморского побережья. Стратегически важное географическое положение между Европой и Азией делало эти земли и их жителей частыми участниками военных конфликтов. По итогам Кавказской войны (1817–1864) сотни тысяч черкесов были выселены в Османскую империю. Оставшиеся подчинились Российской империи и переселились на болотистые равнины Прикубанья. Но еще несколько тысяч человек превратились в призраков на земле предков — они скрывались от поисковых отрядов в горах в течение нескольких лет. Позже им было разрешено расселиться в долинах рек Аше, Шахэ, Псезуапсе и Агой на расстоянии не ближе десяти километров от Черного моря. Так в конце XIX века образовались аулы, в которых сегодня проживают представители одного из субэтносов адыгов (черкесов) — шапсуги.
Беседа с Мурдином, Шамсет и Сафет Тешевыми об истории их семьи, создании этнокультурного центра «Аше» и деятельности общественной организации «Адыге Хасе», которая занимается сохранением и развитием культуры причерноморских шапсугов.
Беседа исследователя Мадина Хушта и историка Михаила Кудина об обрядах причерноморских шапсугов и опыте сохранения древних памятников.
Онлайн-встреча историка и социокультурного антрополога Виталия Штыбина и филолога и фольклориста Мадины Паштовой посвящена обрядам и традициям народов Северо-западного Кавказа.