Выставка «Даже самшит не помнит»
21 сентября — 11 октября 2024 | Культурная площадка «СКЛАД»
Персональная выставка Лилит Матевосян «Даже самшит не помнит» продолжает диалог художницы и команды культурной площадки СКЛАД об архивах, травме и памяти, который начался с проекта Going Back to the Archives в 2018 году. Новая выставка представляет фрагмент ее долгосрочного художественного исследования, посвященного фольклору и истории автохтонных народов Северо-Западного Кавказа.
В центре внимания художницы — то, что скрыто за «открыточным» фасадом Кавказского Причерноморья, навязанным этому месту в советское время. С 2021 года она ведет проект «Курортное дело», в рамках которого собирает репортажную хронику и личные архивы сочинцев за 1950–90-е годы. Доступные в оцифрованном виде на сайте эти материалы демонстрируют повседневную жизнь Сочи и его жителей, разворачивающуюся по соседству с сезонным туризмом. В 2023 году при поддержке программы «Полевые исследования» Музея «Гараж» Лилит Матевосян инициировала новый проект под названием «Остров, окруженный сушей». В нем она обращается к культуре автохтонных народов Северо-Западного Кавказа, прежде всего шапсугов, существовавшей задолго до того, как эта территория стала частью Российской империи по итогам завершившейся в 1864 году Кавказской войны.
В выставке «Даже самшит не помнит» художница развивает один из аспектов упомянутого выше исследования и фокусируется на истории колхидского самшита — эндемического, то есть характерного для данной географической области, растения. На протяжении веков оно было неотъемлемой частью не только внешнего облика лесов и долин Северо-Западного Кавказа, но и жизненного мира его автохтонных народов. С 2012 года существование колхидского самшита находится под угрозой. В рамках озеленения объектов XXII зимней Олимпиады в Сочи вместе с саженцами завезли опасную для растения бабочку-огневку, стремительно распространившуюся и почти полностью его уничтожившую. Выставка «Даже самшит не помнит» включает одно из свидетельств этого процесса: документальная съемка Тисо- самшитовой рощи в окрестностях Сочи, сделанная оператором Игорем Хахалиным, показывает окутанный паутиной неживой лес, лес-призрак.
Описание современной природы как полной «призраков» встречается у ряда исследователей антропоцена. В их понимании «призраки» — это не только конкретные материальные следы исчезнувших или исчезающих видов, подобные задокументированным руинам Тисо-самшитовой рощи. В более широком смысле существование «призраков» означает постоянное присутствие отголосков множественных утрат, пронизывающих одновременно экосистемы, культуры и сообщества. В своем проекте Лилит Матевосян рассматривает историю колхидского самшита именно в такой комплексной перспективе.
Выставка «Даже самшит не помнит» является попыткой картографировать и художественно осмыслить ареал распространения отголосков исчезновения колхидского самшита. Эту двойную задачу Лилит Матевосян решает, работая на стыке документального и художественного. Представленные на выставке произведения и материалы являются одновременно результатом архивной работы, полевых исследований и художественным высказыванием. Матевосян встречает «призраков» самшита на прогулках по лесам и рощам вокруг Сочи, в разговорах с жителями адыгских аулов, исторических документах, легендах Кавказского Причерноморья и в похожих на стрекот насекомых звуках пхачич- трещотки. Зафиксированные художницей отзвуки этой утраты составляют мозаичное, но от этого не менее убедительное доказательство одного из главных положений критики антропоцена: исчезновение одного растения означает нечто неизмеримо большее, чем просто изменение пейзажа.
Текст: Екатерина Савченко
Публичная программа в рамках выставки «Даже самшит не помнит»
Прогулка-медиация по Сухумскому ботаническому саду и мастер-класс по работе с коллажем
Лилит Матевосян благодарит за помощь тех, кто участвовал в подготовке выставки и проведении исследовательской работы в Абхазии: это Асида Бутба, Айнар Хашиг, Лео Логуа, Мрамза Лакашия, Хамида Гумба, Реджеп Учак, Жаде Джемре, Анастасия Дмитриевская, Анна Быкова, Алина Жиба, Дмитрий Габелия, Михаил Кирия, Наида и Ая Абидовы, сотрудники Абхазского государственного музея Таисия Алания и Руслан Агуажба и директор Сухумского ботанического сада Эдуард Губаз.
За помощь в исследовании для проекта «Остров, окруженный сушей» художница благодарит: Кристину Агаджанян, Алия Алалло, Дамира Ачоха, Айдамира Басте, Дарью Бобренко, Диану Гончарову, Юрия Дудина, Ксению Жукову, Наталью Карпун, Кристину Клемешеву, Наби Коблева, Михаила Кудина, Марину Курашинову, Наталью Локтеву, Юлию Набережную, Мадину Паштову, Оксану Полякову, Владимира Пшенокова, Марину Романову, Екатерину Савченко, Мурдина Тешева, Сафет, Шамсет и Марию Тешевых, Аису Тлиф, Булата Халилова, Руслана и Сарет Хейшхо, Мадина Хушта, Тамару Чунтыжеву, Виталия Штыбина, Аучес и Валида Шхалаховых, Батмиза Шхалахова, семьи Ачмизовых из аула Псебе и Терешевых из аула Наджиго, сотрудников Домов культуры села Цыпка, аулов Агуй-Шапсуг и Малое Псеушхо, всех жителей Туапсинского и Лазаревского районов, кто открыл двери в свой дом, делился литературой и поддерживал на пути создания проекта, а также телеграм-канал «Адыгэ Хэку», подкаст «Шыблэ» (Ислама Сапиева и Гунэф Едыдж) и журнал SCAPP.
Отдельная благодарность моим спутникам во всех экспедициях — мужу Андрею Кузнецову и сыну Наири Кузнецову.